Арбитраж как способ разрешения инвестиционных споров с Кыргызской Республикой Раздел
«Аналитика» информационного агентства АКИpress, 19 марта 2013 года

Кыргызская Республика уже приняла участие в нескольких арбитражных разбирательствах. Поэтому есть смысл проанализировать… причины и последствия арбитражных споров и сделать соответствующие выводы.

Обзор антикоррупционного законодательства Кыргызской Республики,
Сравнительный обзор антикоррупционного законодательства в Экономическом пространстве СНГ, 2011,
The CIS Leading Council Network.

Что должен знать иностранец о налоговом режиме Кыргызской Республике?
Таймс оф Сентрал Эйжа, публикация ожидается.

Кыргызстан не является оффшорной зоной и не предоставляет полное освобождение от налогов, но ставки многих из них действительно невысоки.

1. Каковы регуляторные требования к строительству и эксплуатации гидроэлектростанций (далее – «ГЭС») в Кыргызской Республике?

Для проектирования, строительства и эксплуатации ГЭС необходимо получить соответствующие лицензии и разрешения от уполномоченных органов. В частности, требуется:

- получить права на строительство ГЭС;
- получить права на земельный участок для строительства ГЭС;
- получить необходимые лицензии на строительство и разрешение на строительство;
- получить лицензии на производство и продажу электроэнергии;
- разработать технико-экономическое обоснование строительства ГЭС;
- получить заключение экологической экспертизы;
- заключить договор о продаже электроэнергии и договор о подключении к передающим сетям.

2. Какие права на земельный участок необходимы при строительстве ГЭС?

Любая компания, желающая построить ГЭС, должна обладать правом собственности на земельный участок, на котором будет построена ГЭС, или правом временного пользования на данный земельный участок. Кроме того, земельный участок должен относиться к землям промышленности.

Иностранные юридические лица, определяемые в законодательстве Кыргызской Республики (далее - «Законодательство») как юридические лица, зарегистрированные в Кыргызской Республике, не менее 20% акций которых принадлежат иностранному лицу или иным образом контролируются иностранным лицом, могут владеть землей только на праве временного пользования сроком до 50 лет. Собственность иностранных лиц на землю по Законодательству не допускается.

3. Какие лицензии необходимы для строительства ГЭС?

Подрядчик, выполняющий строительные работы, должен получить лицензию на строительство от Государственного Агентства Архитектуры, Строительства и Жилищно-Коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики. Подрядчик должен иметь возможность для строительства ГЭС определенной мощности (MВт). Лицензия на строительство не имеет срока действия и действует на территории всей страны.

Лицензия на строительство выдается в течение 30 дней с даты подачи полного пакета необходимых документов.

Кроме того, арендатор или собственник земельного участка должен также получить разрешение на строительство, которое выдается на весь срок строительства. Разрешение на строительство выдается территориальным государственным органом архитектурного и строительного надзора (по месту предполагаемого строительства) в течение 10 дней после подачи полного пакета требуемых документов.

4. Сколько стоят лицензии и разрешения на строительство?

Лицензия на строительство стоит 300 сомов (примерно 6,26 долларов США) каждая. Разрешение на строительство выдается бесплатно.

5. Какова процедура подачи заявления на получение прав на строительство новой ГЭС?

Согласно Законодательству права на строительство новой ГЭС (за исключением крупных электроэнергетических производственных мощностей и участков магистральной электрической сети) предоставляются путем проведения тендера Министерством энергетики и промышленности Кыргызской Республики, которое отвечает за организацию и проведение тендеров на ежегодной основе.

Строительство крупных электроэнергетических производственных мощностей производится в соответствии с Национальной энергетической программой или отдельным постановлением Правительства Кыргызской Республики.

6. Какой государственный орган регулирует эксплуатацию ГЭС и какие документы необходимы для эксплуатации ГЭС?

По Законодательству Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики регулирует деятельность всех ГЭС. Компания, вырабатывающая электроэнергию, должна получить лицензию на выработку (производство) электроэнергии от Государственного департамента по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики (далее - «ГДРТЭК»).

Если компания планирует продавать электроэнергию, она должна получить лицензию на продажу электроэнергии от ГДРТЭК. Обе лицензии выдаются в течение 30 дней с даты подачи полного пакета требуемых документов. Лицензии не имеют срока действия и действуют на всей территории Кыргызской Республики.

Следует отметить, что если электроэнергия вырабатывается с помощью возобновляемых источников энергии (далее – «ВИЭ»), то для производства, продажи такой электроэнергии не требуется получение лицензий. Однако, если электроэнергия вырабатывается на ГЭС с установленной мощностью 30 и более МВт, то для выработки и продажи такой электроэнергии необходимо получить соответствующие лицензии.

7. Кто разрабатывает технико-экономическое обоснование строительства ГЭС?

До начала строительства любой ГЭС требуется разработать специальный документ – технико-экономическое обоснование (далее – «ТЭО»), определяющий конкретное месторасположение ГЭС, ее мощность и другие технические характеристики будущей ГЭС. Для разработки ТЭО заказчик (владелец земельного участка, на котором планируется строительство ГЭС) должен заключить договор на разработку ТЭО с организацией, имеющей соответствующий опыт и квалификацию. В последующем на основании ТЭО будет разрабатываться проектная документация по ГЭС.

8. Что означает заключение экологической экспертизы и какова его цель?

Заключение экологической экспертизы означает заключение экологической безопасности проекта, выдаваемое Государственным Агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики по итогам рассмотрения и экспертизы ТЭО строительства ГЭС. Каждая компания, желающая построить ГЭС, должна получить заключение экологической экспертизы для каждого предложенного проекта. Заключение является условием для получения разрешения на строительство. Заключения экологической экспертизы должны быть опубликованы и вынесены на общественное обсуждение. Если орган охраны окружающей среды выдаст отрицательное заключение экологической экспертизы, то строительство ГЭС запрещается.

9. Зачем компании заключают договоры на продажу электроэнергии и с кем заключаются подобные договоры?

Согласно Законодательству компании обязаны заключать договоры продажи электроэнергии с энергораспределительными компаниями, чтобы обеспечить продажу вырабатываемого электричества. Такие договоры заключаются в стандартной форме, утверждаемой ГДРТЭК.

В Кыргызской Республике действуют четыре энергораспределительные компании, которые владеют региональными распределительными сетями и поставляют электричество конечным потребителям: ОАО «Северэлектро», ОАО «Востокэлектро», ОАО «Ошэлектро» и ОАО «Жалалабадэлектро».

10. Должна ли компания заключать договор передачи электроэнергии и если должна, то с кем?

Законодательство требует, чтобы энергокомпании заключали договоры передачи электроэнергии, чтобы обеспечить передачу электрической энергии, вырабатываемой ГЭС. Договор должен быть заключен с ОАО «Национальная Электрическая Сеть Кыргызстана» или с энергораспределительными компаниями, являющимися владельцами электрических передающих сетей. Эти договоры заключаются в типовой форме, утвержденной ГДРТЭК. Любые изменения в типовые условия договора должны утверждаться ГДРТЭК.

По состоянию на март 2013 года

 

 

Бизнес-центр «АВРОРА»,
7 этаж,
ул. Игембердиева 1А, г. Бишкек,
720020, Кыргызская Республика
Тел: (+996 312) 66-60-60;
66-63-63;
97-68-43;
+996 772 66 60 60

Факс: (+996 312) 66-27-88
e-mail: office@ka.legal

           Схема проезда

© 2006-2014. Kalikova & Associates. Все права защищены. Предупреждение