Почему Государственно-частное партнерство не работает в Кыргызстане ?
Автор статьи Гульнара Каликова, cоветник Kalikova & Associates
«Разговоров много, а закон не работает, проектов нет» - реакция многих государственных служащих и представителей бизнеса когда речь заходит о государственно-частном партнерстве (ГЧП) в Кыргызстане. Почему сложилось такое мнение? Нужно ли его менять?  
ГЧП - долгосрочное (до 50 лет) соглашение между государственным (включающим государственные и муниципальные органы и организации) и частным партнером (юридические лица и индивидуальные предприниматели) о реализации частным партнером проектов по проектированию, строительству, реконструкции, управлению  государственными и муниципальными объектами - дорогами, аэропортами, вокзалами, больницами, спортивными сооружениями и многими другими инфраструктурными объектами.  
 
Кратко о ситуации с ГЧП в Кыргызстане
   
Законодательство: Закон о ГЧП вступил в силу в 2012 году. С учетом опыта первых проектов ГЧП, Правительство КР подготовило новый закон о ГЧП, значительно упрощающий и сокращающий процесс подготовки проектов ГЧП. В мае 2018 Жогорку Кенеш КР рассмотрел проект нового закона в первом чтении, дальнейшее рассмотрение запланировано на осень этого года. 
Политика: В 2016 году Правительство приняло Программу развития ГЧП в КР на 2016 – 2021 годы. ГЧП упоминается во многих страновых, отраслевых и муниципальных стратегиях и программах как инструмент повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом. 
Государственное управление: Вопросами ГЧП занимаются три государственных органа: Министерство экономики КР (политика в сфере ГЧП), Министерство финансов КР (управление рисками в проектах ГЧП) и Агентство по продвижению и защите инвестиций при Правительстве КР (содействие в подготовке и реализации проектов ГЧП). В некоторых отраслевых государственных и муниципальных органах имеются специалисты по ГЧП. 
Практика: Практика в сфере ГЧП пока в зачаточном состоянии. На сегодня подписано два соглашения по проектам ГЧП – создание центров гемодиализа и реконструкция кинотеатра. На стадии подготовки (разработки ТЭО) проекты в сфере городского общественного транспорта, парковок, детских садов, строительство таможенного логистического центра, строительство объездной дороги, создание центров компьютерной томографии и другие. 
ГЧП – инструмент, используемый многими странами для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру и повышения эффективности управления инфраструктурными объектами.  Кыргызстан предпринял ряд шагов для внедрения ГЧП, но запуск проектов ГЧП идет с трудом, заинтересованность в реальных проектах со стороны государственных органов и бизнеса низкая.   
С полной версией статьи можно ознакомиться по ссылке

















 Схема проезда
 Схема проезда