Арбитраж как способ разрешения инвестиционных споров с Кыргызской Республикой Раздел
«Аналитика» информационного агентства АКИpress, 19 марта 2013 года

Кыргызская Республика уже приняла участие в нескольких арбитражных разбирательствах. Поэтому есть смысл проанализировать… причины и последствия арбитражных споров и сделать соответствующие выводы.

Обзор антикоррупционного законодательства Кыргызской Республики,
Сравнительный обзор антикоррупционного законодательства в Экономическом пространстве СНГ, 2011,
The CIS Leading Council Network.

Что должен знать иностранец о налоговом режиме Кыргызской Республике?
Таймс оф Сентрал Эйжа, публикация ожидается.

Кыргызстан не является оффшорной зоной и не предоставляет полное освобождение от налогов, но ставки многих из них действительно невысоки.

Правовые аспекты реализации проектов в сфере возобновляемой энергетики

Магомед Саадуев, партнер ОсОО «Кей энд Эй Лигал» («Каликова энд Ассошиэйтс»)

Сентябрь 2023 года

 

Правовые аспекты реализации проектов

в сфере возобновляемой энергетики

Краткий обзор сферы возобновляемой энергетики Кыргызстана

Возобновляемая энергетика и, в частности, солнечная энергия и энергия ветра, являются относительно новыми источниками электроэнергии для Кыргызской Республики. Основная часть возобновляемой энергетики представлена в нашей стране малыми ГЭС. При этом, несмотря на то, что на сегодняшний день в Кыргызстане не построено ни одной солнечной или ветряной электростанции, на стадии реализации есть несколько потенциальных проектов в области солнечной и ветряной энергии, при этом все они сконцентрированы в Иссык-Кульской области ввиду подходящих климатических условий для размещения как солнечных (большое количество солнечных дней в году и высокий уровень солнечной радиации), так и ветряных (значительные потоки ветра) электростанций.

Как следует из Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республик от 24 апреля 2008 года 346-IV (далее – «Национальная энергетическая программа»), в настоящее время практическое использование возобновляемых источников энергии (далее – «ВИЭ») незначительно и в энергобалансе страны составляет менее 1%. К сожалению, Национальная энергетическая программа не уделяет должного внимания солнечной, ветряной энергетике, фокусируясь только на ГЭС, поэтому в ней ничего не сказано о возможностях и потенциальном размещении по регионам страны солнечных и/или ветряных электростанций. Так, согласно Национальной энергетической программе, суммарный гидроэнергетический потенциал обследованных на территории республики 172 рек и водотоков, с расходом воды от 0,5 до 50 куб. м/с, превышает 80 млрд. кВтч в год, из них технически приемлемый к освоению составляет 5-8 млрд. кВтч в год. Принимая во внимание растущий из года в год дефицит электроэнергии в зимний период, который в 2023 году достиг более чем 2 млрд кВтч1, развитие малых ГЭС и иных видов ВИЭ могло бы полностью покрыть увеличивающийся дефицит электроэнергии.

В настоящее время для покрытия дефицита Кыргызстан договаривается об импорте электроэнергии из России и Туркменистана2, общий объем импорта на 2023 года планируется в объеме более 3 млрд кВтч, однако понятно, что это экстренная и временная мера и в ближайшей перспективе вопрос с дефицитом должен быть решен для обеспечения энергетической безопасности страны.

Указом Президента Кыргызской Республики от 24 июля 2023 года №178 был введен с 1 августа 2023 года режим чрезвычайной ситуации в энергетической отрасли Кыргызской Республики со сроком действия до 31 декабря 2026 года (далее – «Указ Президента о Режиме ЧС в энергетике»). В качестве обоснования введения режима ЧС указана необходимость принятия экстренных мер по выводу Кыргызской Республики из энергетического кризиса, связанного с климатическими вызовами, низкой приточностью воды в бассейне реки Нарын, нехваткой генерирующих мощностей в условиях стремительно опережающего роста энергопотребления. Объявление режима ЧП в очередной раз доказывает актуальность и важность рассматриваемых нами в настоящей статье вопросов.

Прежде чем начать анализ вопросов, возникающих в процессе реализации проектов в сфере ВИЭ, приведем определение, что же понимается под возобновляемой энергетикой в правовом смысле. Определение ВИЭ дано в статье 3 Закона «О возобновляемых источниках энергии» от 30 июня 2022 года №49 (далее – «Закон о ВИЭ»), согласно которой к ВИЭ относятся источники непрерывно возобновляемых видов энергии:

- солнечная энергия, энергия Земли, энергия вакуума, энергия ветра, энергия воды;

  • источники энергии неископаемого и неуглеродного происхождения, энергия разложения (сбраживания) биомассы любых органических отходов и/или материалов; энергия вторичного тепла (градирни, трансформаторные подстанции, иные промышленные объекты и агрегаты, в результате работы которых выделяется вторичная тепловая энергия).

Что касается энергии воды, то важно отметить, что согласно Закону о ВИЭ к ВИЭ относятся лишь ГЭС мощностью до 30 МВт, все, что выше, - считается традиционной энергией3 и не подпадает под ВИЭ.

Правовое регулирование ВИЭ в Кыргызстане

Основным нормативным правовым актов в сфере ВИЭ является Закон о ВИЭ. Необходимо отметить, что с 31 августа 2023 года вступили в силу изменения в Закон о ВИЭ, ниже мы приведем краткий анализ основных нововведений:

- увеличение льготного периода для солнечных и ветряных электростанций с нынешних 15 до 25 лет. При этом для малых ГЭС льготный период остался прежним – 15 лет;

- в течение срока действия льготного периода тариф на электроэнергию устанавливается путем умножения тарифа на электроэнергию, вырабатываемую установками с использованием ВИЭ, определяемый тарифной политикой на электрическую энергию, утверждаемой Кабинетом Министров, на соответствующий коэффициент 1.3 (коэффициент на все виды ВИЭ остался тот же, что и ранее, 1.3);

- важным с точки зрения потенциальных инвесторов новшеством является то, что тариф на электроэнергию, вырабатываемую установками с использованием ВИЭ, подлежит ежегодной индексации в соответствии с изменением курса сома к иностранной валюте, при этом порядок индексации должен быть определен Кабинетом Министров Кыргызской Республики. В то же время действующая в настоящее время ежегодная индексация тарифа на уровень инфляции будет отменена;

- предусматривается компенсация за счет средств Фонда зеленой энергетики при Кабинете Министров дополнительных затрат ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» (далее – «НЭСК») на приобретение электроэнергии, вырабатываемой с использованием ВИЭ;

- Министерство энергетики получит право применять механизм аукционных торгов с применением понижения покупного тарифа для энергетических установок с использованием ВИЭ. Данная норма является новшеством в законодательстве Кыргызской Республики, ранее механизма аукционных торгов для тарифов не было. При этом порядок проведения аукционов пока не принят, он должен быть разработан Кабинетом Министров;

- и, наконец, Министерство энергетики сможет выступить подписантом договора поставки электрической энергии совместно с производителем электроэнергии – субъектом ВИЭ, НЭСК (покупателем) и Фондом зеленой энергетики при Кабинете Министров.

Вопросы получения прав на землю для реализации проектов в сфере ВИЭ

Прежде чем начать строительство ВИЭ-установки необходимо получить права на земельный участок, на котором она будет построена. Как показала практика, получение земли – один из основных проблемных вопросов для инвесторов, заинтересованных в реализации ВИЭ-проектов в Кыргызстане. Рассмотрим кратко, в чем заключается суть вопроса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Кыргызской Республики от 2 июня 1999 года №45 (далее - «Земельный кодекс») уполномоченный государственный орган и исполнительный орган местного самоуправления предоставляют земельный участок в собственность или в пользование путем продажи на торгах. Следовательно, на первичном рынке права на землю предоставляются через торги, а на вторичном рынке - путем заключения договоров купли-продажи и/или аренды земельного участка с собственниками или пользователями этого земельного участка.

Земельный кодекс предусматривает несколько исключений из этого общего правила, в частности, допускается предоставление земельного участка на первичном рынке во временное пользование частным партнерам в рамках реализации соглашения о ГЧП без проведения торгов в порядке, определяемом Правительством4. Для реализации данного требования было разработано и утверждено Положение о порядке предоставления земельного участка на правах срочного (временного) пользования частным партнерам в рамках реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, утвержденное Постановлением Правительства КР № 823 от 2 декабря 2015 года (далее - «Постановление 823»).

Постановление 823 предусматривает, что возмездное предоставление права временного пользования земельным участком в рамках реализации соглашения о ГЧП производится уполномоченным органом, который осуществляет управление и распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (т.е. речь идет о местной государственной администрации (если земля государственная) или айыл окмоту – если земля находится в муниципальной собственности), без проведения торгов (конкурсов), если технико-экономическим обоснованием проекта ГЧП предусмотрено предоставление частному партнеру земельного участка.

Важно отметить, что Постановление 823 устанавливает порядок и условия предоставления частным партнерам на правах возмездного срочного (временного) пользования (т.е. на правах аренды) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земель лесного, водного фондов, земель особо охраняемых природных территорий, земель запаса, земель пограничной зоны, земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий и пастбищ.

При этом согласно Постановлению 823 земельные участки для реализации проектов ГЧП предоставляются на срок действия соглашения о ГЧП, которое, согласно Закону Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве» от 11 августа 2021 года №98, может быть заключено на срок до 49 лет.

Обращаем внимание, что компаниям, подпадающим под понятие иностранного юридического лица5, в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса земля может предоставляться только во временное пользование сроком до 50 лет. В то же время земли сельскохозяйственного назначения не могут предоставляться иностранным лицам даже во временное пользование (в том числе под проекты ВИЭ) в силу положений законодательства Кыргызской Республики6.

Предоставление земель Фондом зеленой энергетики

В ноябре 2022 года постановлением Кабинета Министров был создан Фонд зеленой энергетики при Кабинете Министров. В соответствии с постановлением Кабинета Министров «О развитии возобновляемых источников энергии» от 28 августа 2023 года №429 Фонд был наделен статусом уполномоченного учреждения в сфере ВИЭ, а также было утверждено Положение о порядке передачи земель, находящихся в ведении уполномоченного учреждения в сфере ВИЭ, под строительство объектов ВИЭ. Данное постановление было принято во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики «О вопросах передачи земель, предназначенных для использования возобновляемых источников энергии» от 23 марта 2023 года №62 (далее - «Указ Президента о Землях для ВИЭ»), а также в соответствии с Указом Президента о Режиме ЧС в энергетике, согласно обоим Указам Кабинету Министров, Министерству энергетики, местным органам власти было предписано в установленном порядке провести инвентаризацию земель по всем регионам страны и предоставить Фонду зеленой энергетики при Кабинете Министров право бессрочного (без указания срока) пользования землями, пригодными для использования ВИЭ (то есть все подходящие для ВИЭ проектов земли должны быть переданы Фонду).

К сожалению, из Указов Президента и постановления Кабинета Министров от 28 августа 2023 года №429 непонятно, какие именно земли охватываются инвентаризацией: какова судьба земельных участков, ранее (до принятия Указов Президента) закрепленных в бессрочное пользование Министерства энергетики или других государственных или муниципальных землепользователей. Неясно, могут ли и должны ли они передаваться в бессрочное пользование Фонду зеленой энергетики и если да, то в каком порядке или инвентаризация касается только земель, ранее не выделенных в бессрочное пользование государственным и муниципальным землепользователям.

 В соответствии с Указом Президента о Землях для ВИЭ, Указом Президента о Режиме ЧС в энергетике и вышеуказанным постановлением Кабинета Министров от 28 августа 2023 года №429 предписано провести инвентаризацию земель, пригодных для ВИЭ и подлежащих передаче в бессрочное пользование Фонду зеленой энергетики, однако не указан срок инвентаризации, когда она должна быть завершена. При этом согласно постановлению от 28 августа 2023 года №429 Кабинет Министров поручает местным государственным администрациям и органам местного самоуправления в месячный срок внести на рассмотрение Кабинета Министров материалы на перевод (трансформацию) земель и по итогам перевода (трансформации) земель предоставить их в бессрочное пользование Фонду зеленой энергетики. Учитывая, что ни в Указах Президента, ни в постановлении Кабинета Министров срок для инвентаризации земель не установлен, вызывает вопрос, к какому периоду привязан и когда начинает отсчет указанный выше месячный срок. Полагаем, что подобные нестыковки на практике могут привести к задержке или вовсе невозможности исполнения как Указов Президента, так и постановления Кабинета Министров №429.

 Несмотря на незавершенный процесс инвентаризации земель и тот факт, что земли пока еще не переданы в бессрочное пользование Фонду зеленой энергетики, Кабинет Министров уже утвердил (тем же постановлением от 28 августа 2023 года №429) Положение о порядке передачи земель, находящихся в ведении уполномоченного учреждения в сфере ВИЭ, под строительство объектов ВИЭ (далее – «Положение о Землях для ВИЭ»). Также необходимо отметить, что в Положении о Землях для ВИЭ не указано, как оно будет соотноситься с другим ранее принятым и действующим Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, утвержденным постановлением Правительства от 9 октября 2019 года №535 (далее – «Постановление 535»), которое также регулирует вопросы предоставления под проекты ВИЭ прав временного пользования (через аукцион) на земли, находящиеся в бессрочном пользовании государственных землепользователей. Очевидно, подобная ситуация может создать коллизии в правоприменительной практике при предоставлении земель для строительства ВИЭ-установок. Также неясно, будет ли по-прежнему применяться Постановление 823, регулирующее предоставление земель по проектам ГЧП в сфере энергетики или с принятием Положения о Землях для ВИЭ, учитывая, что все подходящие для размещения ВИЭ-станций земли будут переданы Фонду зеленой энергетики, Постановление 823 должно утратить силу. Считаем, что для устранения описанных коллизий и рисков Кабинету Министров следует в кратчайшие сроки внести изменения в Положение о Землях для ВИЭ и Постановление 535, а также определиться с дальнейшим статусом Постановления 823, с тем чтобы уточнить конкретную сферу применения каждого из указанных нормативных актов.

 Для того, чтобы более наглядно показать различные правовые механизмы предоставления земель в Постановлении 535 и Положении о Землях для ВИЭ, приведем краткий сравнительный анализ обоих документов.

Так, Постановление 535 предусматривает аукцион, проводимый Государственным агентством по управлению государственным имуществом при Кабинете Министров, в аукционе побеждает участник, предложивший наивысшую цену за аренду земельного участка, тот, чья цена будет выше, - и получит права аренды на землю. В то же время Положение о Землях для ВИЭ предусматривает конкурс, проводимый Фондом зеленой энергетики, критерием отбора по конкурсу является  предложение более лучших и выгодных условий реализации проекта ВИЭ. Сроки предоставления прав на землю также отличаются: 5 лет в Постановлении 535 (очевидно, что этот срок не позволяет окупить инвестиции в проект ВИЭ) и отсутствие указания на срок как таковой в Положении о Землях для ВИЭ. В последнем случае, Фонд зеленой энергетики, по всей видимости, будет индивидуально для каждого инвестора по своему усмотрению определять на какой срок будет предоставляться земля, что является чрезмерным дискреционным полномочием, потенциально повышает риски коррупции в процессе проведения конкурсов и не обеспечивает транспарентность процесса и равноправие инвесторов в вопросе предоставления прав на землю для реализации ВИЭ проектов.

Вопросы трансформации земель

Земельный кодекс устанавливает, что для возможности использования под строительство солнечной или ветряной электростанции земельные участки должны иметь соответствующее целевое назначение (например, строительство и эксплуатация солнечной/ветряной электростанции) и категорию (в случае ВИЭ-установки категория должна быть "земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения"). При этом, если отведенный земельный участок относится к иной категории, например, к землям сельскохозяйственного назначения, необходимо осуществить трансформацию земли (перевод из этой категории в категорию «земли энергетики»), которая должна быть осуществлена в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О переводе (трансформации) земельных участков» от 15 июля 2013 года № 145 (далее – «Закон о Трансформации»). При этом сам процесс трансформации может занять довольно продолжительное время (от нескольких месяцев до года в зависимости от категории земли) и сопряжен с необходимостью выплаты инвестором компенсации за потери сельскохозяйственного/лесного производства и упущенной выгоды.

В то же время необходимо отметить, что согласно статье 5 Закона о Трансформации потери и упущенная выгода сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства не возмещаются при переводе земель для: строительства малых ГЭС, находящихся в государственной и муниципальной собственности, строительства линий электропередачи, производимого за счет республиканского и местного бюджетов, а также строительства крупных электроэнергетических производственных мощностей с водохранилищами и плотинами, осуществляемого отечественными инвесторами. Таким образом, солнечные и ветряные станции не освобождены от уплаты суммы возмещения потерь сельскохозяйственного производства и упущенной выгоды, в отличие от малых и крупных ГЭС, которые освобождены, несмотря на то, что, например, строительство крупных ГЭС сопряжено с затоплением значительных участков земли и по негативному воздействию на экологию и состояние земельных ресурсов урон наносится несоизмеримо выше, чем при размещении на землях солнечных батарей или установок для ветряных станций. По нашему мнению, данный факт является одним из пробелов в законодательстве в сфере ВИЭ, тормозящих развитие ВИЭ в Кыргызстане.

Следует отметить, что для целей снижения сумм возмещения сельскохозяйственных потерь и упущенной выгоды 16 февраля 2023 года было принято постановление Кабинета Министров №75 о внесении изменений в постановление Правительства «Об утверждении нормативов стоимости возмещения потерь сельскохозяйственного производства и использовании средств, поступающих в порядке их возмещения» от 5 января 2016 года 1. В результате были существенно (почти в 10 раз) снижены нормативы возмещения потерь сельскохозяйственного производства при трансформации сельскохозяйственных земель в категорию земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, то есть в категорию, допускающую использование земли для строительства объектов ВИЭ. Учитывая, что для строительства солнечных и ветряных станций требуются значительные площади земли, суммы возмещения потерь при ранее действовавших нормативах расчета доходили до десятков миллионов сомов. В этой связи снижение сумм возмещения потерь сельскохозяйственного производства должно, безусловно, повысить инвестиционную привлекательность ВИЭ проектов и оказать позитивное влияние на развитие возобновляемой энергетики Кыргызстана.

Последствия неиспользования земли

Среди рисков для проектов ВИЭ необходимо упомянуть то, что в соответствии с Законом о ВИЭ Министерство энергетики вправе инициировать процедуру прекращения (аннулирования) права пользования земельным участком в случаях использования земельного участка в нарушение его целевого назначения либо неиспользования земельного участка, предоставленного для строительства объекта по использованию ВИЭ, в течение 3 (трех) лет.

Аналогичная норма содержится и в Положении об условиях и порядке осуществления деятельности по выработке и поставке электрической энергии с использованием ВИЭ, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 22 октября 2022 года №583 (далее - «Положение о ВИЭ»). В частности, согласно подпункту 3 пункта 55 Положения о ВИЭ субъект ВИЭ обязан осуществить деятельность по строительству установки с использованием ВИЭ в течение 3 (трех) лет с момента получения земельного участка. Таким образом, законодательно закреплена обязанность в течение 3 лет осуществлить деятельность по строительству ВИЭ-установки.

При этом законодательство четко не оговаривает, какая именно деятельность может считаться использованием земельного участка, должно ли это быть собственно строительство или, например, подготовительные мероприятия, такие как: геологические, геофизические исследования земельного участка, топографическая съемка, разработка, согласование и утверждение проектной документации по строительству ВИЭ установки (которые в совокупности могут занять многие месяцы и даже годы) также будут считаться использованием земельного участка. Тем не менее, несмотря на вышеуказанные пробелы, исходя из действующего на данный момент законодательства, в случае несоблюдения данных требований по срокам (неиспользования земли в течение 3 лет) земля у инвестора может быть изъята. При этом согласно статье 66 Земельного кодекса само изъятие осуществляется только по решению суда7.

Договор купли-продажи электроэнергии

Очень важным для инвесторов в сфере ВИЭ вопросом является договор купли-продажи электроэнергии, более известный в мировой практике как Power purchase agreement (далее – «PPA»), так как от условий РРА зависит окупаемость вложенных инвестиций и риски по проекту. Несмотря на важность РРА для развития сектора ВИЭ, в настоящее время утвержденный типовой РРА в Кыргызстане отсутствует. Насколько нам известно, Министерством энергетики разрабатывается типовой договор поставки электроэнергии, который согласно Закону о ВИЭ, должен быть утвержден Кабинетом Министров, однако неизвестно, когда эта работа будет завершена.

В части РРА прежде всего необходимо отметить, что законодательство не предусматривает как таковой срок действия РРА, ни минимальный, ни максимальный. При этом по умолчанию в отношении субъектов ВИЭ применяется правило, основанное на сроке льготного периода, установленного Законом о ВИЭ, который составляет 25 лет8.

Согласно статьям 8, 12 Закона о ВИЭ в течение льготного периода вся электроэнергия, вырабатываемая с использованием ВИЭ, не потребляемая владельцем установки на собственные нужды и не реализованная другим потребителям на договорной основе, должна быть приобретена электроэнергетической компанией, определенной уполномоченным государственным органом (единым закупщиком), заключившей соответствующий договор, независимо от того, к сетям какой электроэнергетической компании подключена данная установка с использованием ВИЭ. Согласно подпункту 8 пункта 4 Положения о ВИЭ Министерство энергетики определяет электроэнергетическую компанию, которая будет приобретать электрическую энергию, вырабатываемую с использованием ВИЭ, не потребляемую владельцем установки на собственные нужды и не реализованную другим потребителям на договорной основе. В настоящее время в соответствии с приказом Министерства энергетики единым закупщиком электроэнергии у субъектов ВИЭ определен НЭСК. При этом, если ранее (до изменений в Закон о ВИЭ, вступивших в силу с 31 августа 2023 года) выкуп производился по ВИЭ-тарифу в размере 3 сома 40 тыйын, умноженному на коэффициент 1.3 (так называемая тарифная преференция, которая составляет 4 сома 43 тыйына за кВтч), то согласно новой редакции Закона о ВИЭ НЭСК будет покупать электроэнергию у субъектов ВИЭ по тарифу, который будет определяться тарифной политикой, утверждаемой Кабинетом Министров, умноженному на коэффициент 1.3. В этой связи становится неясным: будет ли дальше действовать ВИЭ-тариф в размере 4,43 сома или же тариф изменится после утверждения Кабинетом Министров тарифной политики.

Кроме того, введение в Закон о ВИЭ механизма аукционов с понижением тарифа, которые будут проводиться Министерством энергетики, также вносит определенную неясность и противоречия в вопрос тарифообразования, так как непонятно, как будут коррелировать друг с другом действующий пока ВИЭ-тариф в размере 4.43 сома, на который согласно Закону о ВИЭ все субъекты ВИЭ имеют право в течение льготного периода, и новый аукционный механизм, целью которого является понижение тарифа для того, чтобы дать возможность НЭСК заключать РРА с теми субъектами ВИЭ, цена на электроэнергию у которых будет ниже, чем у конкурентов. В то же время, согласно Закону о ВИЭ, все субъекты ВИЭ имеют право на гарантированный выкуп электроэнергии НЭСКом в течение льготного периода. Таким образом, описанные выше вопросы должны быть в установленном порядке и в возможно короткие сроки уточнены Кабинетом Министров во избежание коллизий на практике.

Также следует отметить, что Закон о ВИЭ предусматривает, что тарифы на продажу электрической энергии, вырабатываемой с использованием ВИЭ, между производителем и своим потребителем устанавливаются на договорной основе, то есть возможно свободное ценообразование по договоренности сторон. При этом в случае продажи электроэнергии своему потребителю по договорной цене соблюдение типового РРА, утверждаемого Кабинетом Министров, необязательно (типовой РРА предназначен только для НЭСК и субъекта ВИЭ), стороны могут самостоятельно разработать и заключить устраивающий их договор поставки электроэнергии, равно как и цену на электроэнергию могут определить по своему усмотрению.

Заключение

В свете увеличивающегося ежегодно дефицита электроэнергии, который особенно остро ощущается в зимний период, строительство новых электростанций является критически важным для обеспечения растущего спроса как населения, так и производственного сектора, агросектора и других субъектов национальной экономики. Удовлетворение потребностей в электроэнергии стало сегодня для Кыргызстана вопросом национальной безопасности и залогом успешного развития экономики страны в будущем.

Рассмотренные в данной статье правовые аспекты реализации проектов в области ВИЭ показывают, что, несмотря на правильные шаги государства по созданию условий для инвесторов, что подтверждается активной законотворческой деятельностью, созданием Фонда зеленой энергетики, принятием ряда нормативных актов в сфере ВИЭ, все еще имеются нерешенные вопросы, проблемы, препятствующие привлечению инвестиций и развитию ВИЭ, а значит, тормозящие развитие страны в целом. Скорейшее решение данных вопросов отвечает стратегическим интересам страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

 

1 https://www.akchabar.kg/ru/news/v-kr-do-2025-goda-deficit-elektroenergii-budet-prevyshat-2-mlrd-kvtch/

2 https://24.kg/ekonomika/270772_v2024_godu_kyirgyizstan_importiruet_3milliarda_kilovatt-chasov_elektroenergii/

3 Согласно пункту 12 статьи 3 Закона о ВИЭ традиционная энергия - энергия, получаемая из невозобновляемых ресурсов, в частности из углеводородного сырья (уголь, нефть, газ), и гидроэлектростанций с установленной мощностью 30 и более мегаватт.

 4 Статья 29 Земельного Кодекса.

5 Согласно пункту 11 статьи 1 Земельного кодекса иностранное юридическое лицо - юридическое лицо, которое обладает одним из нижеперечисленных признаков:

а) создано и зарегистрировано в соответствии с законодательством иностранного государства;

б) принадлежит полностью одному или более иностранным физическим или юридическим лицам;

в) контролируется или управляется одним или более иностранными физическими или юридическими лицами посредством: письменного контракта, права реализовать большинство голосующих акций, права назначать большинство членов исполнительного или наблюдательного органа;

г) зарегистрировано в Кыргызской Республике и имеет не менее двадцати процентов уставного капитала, принадлежащих иностранным гражданам, лицам без гражданства или юридическим лицам, упомянутым в настоящем пункте;

д) создано на основе международного договора.

6 Часть 3 статьи 5 Земельного кодекса.

7 В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса изъятие земельного участка допускается в случаях:

1) использования земельного участка в нарушение его целевого назначения;

2) изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и общественных нужд;

3) неиспользования земельного участка, предоставленного для целей строительства объектов с использованием возобновляемых источников энергии - в течение трех лет;

4) невнесения земельного налога в течение сроков, установленных налоговым законодательством;

5) невнесения арендных платежей за земельный участок, предоставленный из земель государственной или муниципальной собственности, в течение шести месяцев или в сроки, установленные договором, и др.

8 25 лет установлено только для солнечных и ветряных станций, для малых ГЭС льготный период по-прежнему составляет 15 лет, поэтому для малой ГЭС срок РРА не может превышать 15 лет.

 

 

Бизнес-центр «АВРОРА»,
7 этаж,
ул. Игембердиева 1А, г. Бишкек,
720020, Кыргызская Республика
Тел: (+996 312) 66-60-60;
66-63-63;
97-68-43;
+996 772 66 60 60

Факс: (+996 312) 66-27-88
e-mail: office@ka.legal

           Схема проезда

© 2006-2014. Kalikova & Associates. Все права защищены. Предупреждение